Адресуется
- вольным любителям
изящной
русской словесности - поэтики романтизма
Освободив от шелухи,
Как тьма - от быта в кинозале,
Меня стихи переписали,
Когда я стал писать стихи.
Я изменился сразу, весь.
Я вдруг утратил связь с собою,
И то, что мнилось мне судьбою,
Исчезло, как земная весь.
И оказался я в строке
С другой душой и с новым бытом...
А что осталось не забытым, -
Зажал, как рану, в кулаке...
Василь Дробот
«Стихотворение – дом для души, и оно должно быть таким, чтобы душа
захотела в нем жить» - эти слова поэта Василя Дробота самым непостижимым
образом из россыпи букв сложились в простую и понятную формулу, выразившую суть
поэзии, её назначение. И именно такова его поэзия – поэзия музыкально-живописной романтики. Комплекс понятий теории
музыки, именуемый одним ёмким словом – «гармония», обозначающим приятную для
слуха и логически постигаемую разумом слаженность звуков, очень точно
характеризует мелодию поэзии Василя Дробота.
Звучанье – логика строки,
Сомненьям светлая награда,
Где смысл, рассудку вопреки,
Определяется, как надо.
И где наитье строит путь,
Собой нащупывая форму.
Сама пошла? Ну что ж, и пусть:
Прозренье звука выше формул...
Волшебство мгновений вдохновенья, наверное, и заключается в том, что из
слов рождаются стихи так же, как из звуков возникает музыка. Звук – вот что
главное в стихах – убеждает нас поэт: его логика абсолютно безошибочна – строят
звукопись, составляются в аллитерации, приходят в рифму именно те слова, которые
там более всего нужны по смыслу. И это – та причина, по которой, по мнению
Пушкина, поэт готов «для звуков жизни не щадить». Этому убеждению следовали и
такие «композиторы поэзии», как Некрасов, Блок, Есенин. В их стихах слова
вступают в звуковую и смысловую перекличку друг с другом, порождая мелодичный
резонанс с особыми пропорциями. Даже когда мы читаем стихи глазами, наш
внутренний голос воспроизводит мелодию слов, и мы не замечаем, как их значение
как будто растворяется в невыразимо прекрасных октавах, в которые они
сливаются, рождая музыку поэзии. У Василя Дробота это – музыка, дарованная
самой природой:
Стремясь меж камнями
на встречу с другою струёй.
на встречу с другою струёй.
И музыка льется по свету,
живая такая,
живая такая,
что сердцу не надо другой...
А ещё – это память души и сердца, родом из
детства – ведь Василь Дробот – сын художников-живописцев, в семье которых
всегда звучала музыка: они пели в хоре Александра Сороки, позже – в хоре
Григория Верёвки. Поэт так вспоминает о своём детстве: «Я вырос среди холстов,
подрамников, мольбертов, этюдников, кистей и песен… И, когда женился и съехал
от родителей, мне долго недоставало запахов льняного масла, березового угля,
грунтовки, скипидара, столярного клея, «Разбавителя №2» и ощущения волшебства
творящегося вокруг меня… Стоя в углу, у мольберта, отец работал, а мама читала
ему вслух. Я слушал с жадностью и всё время просил: ещё, ещё! С такой же
радостью мы слушали по радио «Театр у микрофона». Пели мы квартетом. Соседи
приходили к нам послушать…». Читать Василь начал с четырёх лет, в школьные годы
играл на баритоне в духовом оркестре школы. Увлёкся аккордеоном, позже -
скрипкой. Огромным увлечением была гитара и песни на стихи Есенина под неё. Во
времена своей юности – играл в клубных эстрадных оркестрах. В армии, вместе с
несколькими студентами из консерваторий, был сразу же принят в состав
эстрадного октета. Возвратившись «на гражданку», стал участником популярного
профессионального эстрадного ансамбля Владимира Манилова, в котором играл на
электрогитаре. В это же время - переводил на русский язык тексты иностранных
песен. Тогда Василь видел в себе только музыканта. Это сейчас он – известный
поэт, лауреат литературных премий имени Николая Ушакова за лучшую поэтическую
книгу на русском языке Национального союза писателей Украины и премии имени
А.С.Грибоедова «За честь и веру». Поэт награждён такими выдающимися государственными
наградами, как медаль «Почётный знак» за особые достижения в литературном
творчестве, за значительный вклад в возрождение духовности и культуры
украинского народа, на его счету множество публикаций в журналах, альманахах,
антологиях как на Украине, так и за её пределами, более тридцати поэтических
сборников, огромное количество переводов с грузинского, украинского языков.
Музыка, живопись, искусство перевода… Как пишет
о себе поэт «…У меня получалось и то, и другое, и третье. Но, волей судьбы, самым
сильным магнитом для меня стала русская поэзия. И я стал поэтом. У меня
по-лу-чи-лось! Может ли кто-нибудь в жизни быть счастливее меня? Несмотря ни на
что!..». Поэзия, «пластика слова» стала главным делом и условием его жизни: «Поэзия
– мой (и не только мой) способ познания мира. Я рифмой чувствую. На рифму
приходят логически точные ответы. Возможно, это связано с общими законами
гармонии, возможно, это – что-то иное, но следующий логический шаг попадает как
раз в следующую «гармоническую точку», даже если она лежит вне пределов
вероятного, согласно нашему разумению… строка
– это ниточка Ариадны. Она
выводит из самой глубокой тьмы. И выведет. Главное – верить»:
Идут
хорошие стихи
Который
день с утра,
Как
будто где-то петухи
Кричат:
«Вставай! Пора!»
Крылами
хлопают, крича,
И
разгоняют тень,
И
солнце, вспыхнув от луча,
Включает
новый день.
И
свет стекает с потолка,
И
отступает тьма…
Проснуться
– главное: строка
Найдёт
меня сама.
Поэт
вовлекает своего читателя в живой процесс совместного сопереживания важных для
него событий и осмысления философских проблем на новом уровне понимания. Василь
Дробот не отделяет философию от лирики: «…Любой настоящий поэт – это готовая
философская система со всеми вытекающими последствиями, хотя бы в виде лирики.
Дидактики же, развиваемой многими из поэтов-наставников, моя душа не терпит.
Душа сама знает, что ей нужно, и поводыри здесь лишние…». Величие художника,
очевидно, измеряется глубиной изменений его духовного мира. Василь Дробот
закончил философский факультет Киевского государственного университета: но он
философ не только по образованию, но и по призванию – и именно поэтому его поэзия
неразрывно связана с философией! Ведь поэты-метафизики предшествовали философам
и именно они научили их самосозерцанию и мудрости духовного восприятия жизни.
Как полагал Камю, поэтическое произведение – завершение невыразимой философии,
её иллюстрация и увенчание. Поэзия и философия – разное и, в то же время, такое
похожее прочтение шифров жизни, её смысла. У Василя Дробота это – мгновенная
метафизика:
А впрочем,
нет у жизи смысла.
Есть жизнь, и
в этом – смысл её:
Весов прямое
коромысло,
Под
коромыслом – остриё.
Где вся опора
– это жало
На грани
истины и лжи.
И не
рассчитывай на жалость,
А равновесие
держи,
В кулак обиду
зажимая,
Что цель
Творения – не ты,
Покуда жизнь
бредёт живая
По краю
вечной мерзлоты.
Что
есть цель поэта? Постичь и выразить сокровенную тайну бытия и загадку
собственной души? Раскрыть в поэзии своё мироощущение? А может, настоящая
поэзия и вовсе – не преследует никакой цели? Просто она возникает из
пограничных чувств – удивления, потрясения, трагической новизны и проникает в
сокровенное человеческое, глаголя о вершинах гармонии существования…
...И пусть этот мир от рожденья лежит
на узкой развилке меж адом и раем,
поэзия – то, что останется жить,
поскольку гармония не умирает.
И
это оно – чудо Ёе Величества Поэзии, по блестящему определению Пастернака, «как
один из первичных омутов творчества», затянувший нас в свои глубины, уже не
отпустит:
Я
шел на тайный запах чуда –
И
вот, добрался до него.
Иначе,
думаешь, откуда
Все
строки сердца моего?..
Именно чудо! Иначе, как объяснишь способность
создания поэтом такого сочного, яркого, цельного мира вокруг читателя,
населённого живыми образами и впечатлениями, которыми дышит каждая строчка
Василя Дробота?
...Мир в луже выписан с любовью
но опрокинут кверху дном.
И так прекрасен лик небесный
И вспышки радуг в виде бус,
Что я босой иду над бездной
И в бездну кануть не боюсь.
Бездна
– в понимании поэта – это препятствия, неотвратимая злая сила, пропасть, в
которую может сорваться любой из нас. Именно в эту бездну заглянул Мандельштам
и сделал трагический вывод: «Но музыка от бездны не спасёт…». Дробот готов
поспорить с таким безысходным и трагичным утверждением:
Спасает музыка от бездны.
Она – как мостик через мрак,
Как стройный пик в простор небесный,
Как над ботвой расцветший мак.
Когда, забитая словами,
Душа главнее головы,
Она звучит уже не с вами,
Но с Тем, Кого не зрите вы...
Надежда
на счастье и любовь, пусть даже обманчивая, та самая, которая, по определению
Лопе де Вега никогда не причиняет человеку зла, потому что облегчает жизнь,
торжествует победу над бездной:
Светил надежде алый парус,
И тучи таяли везде.
Душа в любви искала пару
И шла навстречу по воде.
Сверкали чайки, словно блики
О шлюпку плещущей волны,
Простор ужасный и великий
Всплывал из чёрной глубины,
Перенимая цвет небесный...
И, не найдя других дорог,
Душа, как солнце, шла над бездной,
Не окуная в бездну ног.
Творчество
Василя Дробота – это своеобразное переосмысление философии, культуры, содержания
сознания и человеческого опыта, в результате которого поэт делает вывод о
ценности тех крох счастья, которые дарит нам жизнь:
Собираешь
по крохам счастье,
Отогрев
на груди тайком.
С
каждой радости – малой частью.
Так
снимается в горле ком:
Нежной
мыслью, восходом ранним,
Теплым
словом, слезою всласть.
Или
если цветок не вянет,
Или
если звезда зажглась
Над
землею, как над душою...
Мир,
по сути, не так уж плох.
Счастье
в жизни чего-то стоит.
Даже
собранное из крох.
Наверное, оценка того или иного литературного произведения, всё-таки,
определяется степенью его соответствия жизненной правде. Об этом в своё время
писал Чернышевский в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к
действительности» (1855): «Воспроизведение жизни – общий характеристический
признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства
имеют и другое значение – объяснение жизни…». Василь Дробот всегда правдив – и всегда
остаётся верен себе: «Трудно, почти невозможно – изменить себе. Можно
переступить через свои интересы, через свою безопасность, через любовь,
наконец… Но нельзя переступить через себя – это значит – утратить лицо, стать
кем-то другим или никем. Это – не размышления. Это – ткань моего личного мира,
воздух, которым я дышу. И, если вы не найдёте этого в моих стихах, значит я
вру, и мне – грош цена…»:
Это
– просто способность быть
В
самом пекле самим собой,
Это
– наш пресловутый быт,
Превратившийся в спор с судьбой.
И
это ли – не блестящее подтверждение преемственности лучших традиций русской
литературы и поэзии, определяющих её философскую и психологическую
содержательность, многообразие палитры красок родного языка и
культурно-художественного опыта прошлого?! И эта эстафета традиций должна быть
обязательно передана потомкам. Будут ли
они так же пытливо вглядываться в окружающий мир, переосмыслять происходящие в
нём процессы, оценят ли те темы, идеи, образы, чувства, которые дороги сердцу
поэта? Об этом – с юношеской пылкостью и мудростью старца Дробот пишет в своём
Послании к Грядущему:
ПОСЛАНИЕ
Не опоздает ли письмо?
Получат ли его в
грядущем,
Его не знающем, не
ждущем?
А вдруг останется само?
И не востребованный
слог,
И чувств порывы, и
доверье
Внезапно ошибутся дверью
Под горький выдох: «Нет, не смог!»
Ведь там – другая жизнь, другой
Уклад, и воздух, и
желанья,
И ни к чему мои посланья
И сам я, жалкий и нагой.
А вот ведь, сходит
благодать
И в пальцах падает на
Лиру,
Чтоб передать надежду
миру
И в завтра Лиру
передать.
Хочется верить, что голос поэта будет звучать в сердцах людей вечно –
ведь поэзия – не только гармония сути бытия и, по выражению Мандельштама
процесс «осознания своей правоты», но и камертон, служащий эталоном для
человеческих чувств и устремлений. Слышите? Это пульсирует камертон поэзии
Дробота: «Человек светит потому, что он – звезда, и звучит потому, что он –
гармония, как жаворонок над степью, без которого не может случиться утро…»….
Комментариев нет:
Отправить комментарий