МАГИЯ ХОРВАТИИ. ЗАМЕТКИ О ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ПУТЕШЕСТВИИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЛАНДШАФТУ АДРИАТИКИ.

Автор ЕЛЕНА ЗИНЧЕНКО.

МАГИЯ ХОРВАТИИ.
ЗАМЕТКИ О ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ПУТЕШЕСТВИИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЛАНДШАФТУ АДРИАТИКИ.

«Приятно, весело, друзья мои, переезжать из одной
земли в другую, видеть новые предметы, с которыми,
кажется, сама душа наша обновляется, и чувствовать
неоценённую свободу человека, по которой он
подлинно может назваться царём земного творения…
Одним словом, друзья мои, путешествие питательно
для духа и сердца нашего…»
Карамзин М.Н. «Письма русского путешественника»

     Уже более века на карте мира нет неизведанных земель. Но люди не перестали слышать зов романтики в слове «путешествие». Более того, наши современники наполнили содержание этого слова современной философией странствий, которая сочетает в себе не только географию и время, но и культурное пространство. Именно таким путешествием для меня (и, надеюсь, не только для меня, но и для всей нашей писательской делегации из разных стран и уголков мира) оказался культурно-образовательный проект Международной Гильдии Писателей «Культурное лето в Хорватии». Путешествие в сказочную Опатию – жемчужину Кварнерского залива Адриатики - стало для нас особым методом гуманитарного исследования «изюминок» культурного ландшафта русской литературы и драматургии, освоить которые нам помогла Хорватская Академия Русской Литературы и Искусства.
(на фото - вручение Диплома Лауреата Кварнерского турнира - номинация "Драматургия" - Елене Зинченко)
                                                                                   Издавна путешествие по Европе считалось важной вехой самообразования, неким обязательным фактом для приобщения к интеллектуальному сообществу современников. Для многих людей искусства европейские странствия были своеобразным жизненным стилем. Наверное, поэтому здесь, в Опатии, ласково называемой европейцами на итальянский манер Аббация, в своё время побывали такие знаменитости, как Антон Павлович Чехов, Владимир Набоков, Генрих Ноэ, Эрих Мария Ремарк, Густав Малер, Айседора Дункан, Жан Шарль де Паэр, Вильгельм II, Франц Иозеф I. И нам, современным литераторам, собравшимся этим летом в Опатии, пришлась по душе такая философия творческого путешественника. Ведь науку жизни, истории и литературы можно постигать разными способами: вдыхая библиотечную пыль старинных манускриптов, бороздя компьютерные просторы «Гугли» и «Яндекса», а можно, неожиданно для себя, оказаться в студенческой аудитории, самым невероятным образом материализовавшейся здесь, в стенах старинного отеля Опатии Гранд Палас Бельвю. Вначале рабочего дня мы, олицетворяя собой перевод латинского слова «студент» - «усердно работающий», «занимающийся», «овладевающий знаниями», внимали лекциям знаменитой Елены Черниковой (писателя, прозаика, драматурга, публициста, ведущей радиопередач, преподавателя высших учебных заведений по специальности «журналистское мастерство», члена Союза журналистов, Союза писателей России, члена-корреспондента академии Российской литературы). Могла ли она дать нам что-то новое, явить нашим взорам литературную Америку? Ведь многие из нас уже давно не только ступили на тернистый путь литературного творчества, но и уверенно прошли по нему огромную дистанцию. Многие получили заслуженное признание, имеют немало литературных наград и почётных званий… Ответ на этот вопрос однозначен: могла! Например, на этих необычных занятиях было уделено внимание очень важному аспекту литературной сферы, о котором, обычно, писатели не задумываются серьёзно. Вместе с преподавателем мы исследовали важный объект - современный литературный процесс, понимаемый как система взаимодействий «литература» - «читатель», причём предметом исследования стали литературные вкусы современного человека и причины выбора той или иной литературы в наше непростое время. И ещё – много, много интересного…

     Конечно же, нам, жителям пыльных мегаполисов было сложно представить себя, стачивающими зубы о гранит науки, в то время, когда за окнами будет плескаться шёлковая ласка Адриатики изумрудного цвета, а парки и сады будут зазывать нас под сень экзотических растений, которых не встретишь в других городах Истрии – магнолий, камелий, пальм, бамбука. Но организаторы занятий Хорватской Академии мудро учли «вредность производства»: во второй половине дня мы располагали свободным временем, а также имели возможность побывать в исторически значимых уголках страны. Одной из таких замечательных поездок была экскурсия Пула-Ровинь, организованная принимающей стороной.

     Есть что-то магическое в древних городах. Возможно, это ощущение опыта предков, спрессованного в ауре, парящей над ними царственным венцом, красиво именуемым нами дыханием истории. А, быть может, это переплетение культур и эпох, застывших в памятниках архитектуры этих чудесных мест… Для меня средоточием исторической магии Хорватии стал Амфитеатр Пулы – 6-й по величине среди подобных сооружений. Ведущий свою летопись с I века до нашей эры, переживший эпоху гладиаторских боёв Римской империи, смутное время рыцарских турниров и ярмарок Средневековья, период военных церемоний, парадов и театральных «подмостков» времён Австрийской империи, в наши дни этот удивительный Колизей живёт и здравствует, принимая таких мировых знаменитостей, как «голос романтики», «посланник итальянской музыки» Патрицио Буанне, который в 2005 дал здесь незабываемый концерт.

     Ровинь же стал одним из тех «душевных» уютных городков, которые прочно и надолго заняли место в моём сердце. Недаром неподражаемый Жюль Верн когда-то выбрал его причудливый архитектурный образ, сочетающий в себе мечтательность Венеции, величественность Рима и обаяние Балканской сказки, в качестве места действия для своих блистательных романов. Великолепную панораму береговой линии архипелага города мы, мастера изящной словесности, затаившие дыхание от восхищения открывшимся нам видом, наблюдали с борта парусника «Мария». Когда, на искристой солнечной дорожке заката появились дельфины, я готова была к любым чудесам и вряд ли удивилась, даже если бы платоновский философский миф о загадочной Атлантиде стал явью – ведь легенда гласит, что предки дельфинов являются потомками правителей Атлантиды. Эти грациозные животные – символы воздуха и воды, провожали нас почти до самого причала… Дегустация местных вин и национальных деликатесов, добавила незабываемые вкусовые нотки в октаву впечатлений этого чудесного дня.

     Удивительно, но время – та самая ткань жизни, которая по «шагреневым» законам неумолимо сжимается, здесь, на Адриатике, стало для нас невероятно ёмким. Как сказала Алёна Чубарова – основатель и художественный руководитель театральной группы «КомедиантЪ» (режиссёр, драматург, актриса) - наш преподаватель драматургии и театрального мастерства, мы сумели здесь за пять дней сделать то, что студенты в обычном режиме в Москве делают за несколько месяцев. А именно: под умелым руководством нашего главного вдохновителя и режиссёра – Ирины Егоровой - нам удалось пройти все стадии театрального процесса - от создания сценария спектакля до организации «проката» нашей постановки на подмостках Большого Кварнерского турнира – уникального проекта Хорватской Академии Русской Литературы и Искусства. Если учесть, что за столь короткий период, кроме лекций довольно объёмного курса «Школы литератора» и занятий не менее насыщенного курса «Драматургии и сценарного мастерства» мы ещё овладели технологией видеосъёмки в экстремальных условиях, прошли подводный портфолио-тренинг и посетили Арт-пленер, то станет ясно, что нам удалось невозможное – укротить самую строптивую категорию жизни - время!

     Знания, полученные на курсе «Технология создания успешного видео», который вела Ольга Татарникова - известный режиссер, продюсер государственной телерадиокомпании «Самара», основатель и руководитель интернет-школы видеоискусства и видеопиара «Я - режиссёр», оказались воистину уникальны. Мне удалось применить их тут же на практике: я увезла из Хорватии шикарный материал для видео-трейлеров своих книг, записи для монтажа сборника видеопоэзии и видеоэссе. Ко времени нашей второй экскурсии – в третий по величине город Хорватии – Риеку, у меня уже было достаточно знаний для осуществления весьма профессиональных съёмок захватывающей панорамы акватории порта этого старинного города, открывающейся с самой высокой точки Риеки - смотровой башни замка Трсат, многочисленных старинных ратушей и церквей, изысканной и приветливой главной улицы города – Корзо.

     В Риеке нашу писательскую делегацию принимал гостеприимный Русский Дом Приморско-Горанского региона, который организовал своеобразный литературный мост Хорватия-Россия-Украина. Хорватскую сторону  представляли сотрудники Русского Дома и представитель известного, самого крупного издательства Хорватии VBZ Ален Бачич. Мы презентовали свои книги, передав их в дар библиотеке Русского Дома. Господин А.Бачич отметил, что в последнее время российская литература представлена в Хорватии не в таком широком авторском и книжном ассортименте, как хотелось бы, и выразил надежду, что подобные встречи будут способствовать расширению культурных связей между нашими странами и насыщению хорватского литературного пространства новыми интересными авторами. Этот официальный постулат к концу встречи совершенно неожиданно трансформировался в живую формулу интеллектуального и эмоционального взаимодействия всех присутствующих, получив невероятный энергетический импульс, излучаемый строками выдающегося поэта современности Ефима Бершина, зачитавшего несколько своих произведений. По словам поэта, прозвучавшим в одном из его интервью, «поэзия… это редкий сплав. Сплав энергии слова, энергии звука и собственной энергии автора… В этом – чудо поэзии. В этой энергии, которая способна проходить через годы, через века и оставаться живой, работать» (Интервью Ефима Бершина с Натальей Крофтс, Сидней). Звучание именно такой поэзии сопровождало нас на протяжении всего этого удивительного культурологического путешествия: на литературном марафоне «Zlatni Pegaz»; на авторском вечере неповторимого Ефима Бершина; на финальной церемонии выдачи нам европейских сертификатов об образовании, полученном в стенах нашей замечательной Хорватской Академии Русской Литературы и Искусства, ставшей нам по-настоящему родной за эти считанные, но очень плодотворные дни.

       Говорят, к звёздной удаче – пройтись по аллее славы. Для этого мне не пришлось ехать на Вайн-стрит в Голливуд. Как оказалось, щедрая на сюрпризы Опатия, приготовила нам неожиданный прощальный подарок – возможность ступить на знаменитую национальную Хорватскую Аллею Славы. Самые выдающиеся представители народа Хорватии увековечены в одном месте – на променаде Слатина в виде именных мраморных звёзд, впрессованных в тротуарные плиты. Поэтесса Весна Парун, физик Никола Тесла, теннисист Горан Иванишевич… 32 звезды – Хорватия богата талантами. Что ж, быть может, энергетика успеха и славы, излучаемая этой звёздной дорожкой и мне принесёт удачу? Хотя… что такое - эта самая удача для творческой натуры? Наверное, всё-таки, умение использовать свой шанс на достижение состояния наивысшего подъёма, называемое потоком вдохновения, благодаря которому рождаются настоящие шедевры, исполненные лёгкости движения мыслей и образов, их ясностью и полнотой, пронизанные глубокими переживаниями. Опатия обладает уникальной способностью рождать именно такое вдохновение. Не упустите свой шанс – двери Хорватской Академии Русской Литературы и Искусства гостеприимно открыты для слушателей следующего сезона…     

1 комментарий:

  1. Интересная статья: не знал, что такой музей существует. Буду в Греции - обязательно схожу!

    ОтветитьУдалить