Trio IMMERSIO

по страницам израильских и украинских СМИ:

Международный многоуровневый литературный конкурс имени де Ришелье


Двух талантливых киевлянок – уникальную скрипачку, основательницу австрийского трио Immersio Веру Жук и писателя, драматурга Елену Зинченко свёл престижный Международный литературный многоуровневый конкурс имени де Ришелье. Став лауреатами конкурса, они получили наивысшие награды. Елена Зинченко стала одновременно обладателем двух «Изумрудных Дюков» в непростых номинациях «Проза» и «Публицистика». Вера Жук и её коллеги по трио – Мариам Вардзелашвили (Грузия) и Анна Мария Немец (Польша) также завоевали «Изумрудного Дюка» в номинации «Музыкальное авторское произведение, исполнение, танец». В конкурсе приняли участие представители культуры 30 стран Европы, Азии, Северной и Южной Америк, Австралии, Новой Зеландии. В числе знаменитых лауреатов конкурса – Михаил Жванецкий, Эммануил Виторган, Валерий Балаян, Лариса Кадочникова, Гурген Баренц, Марсель Салимов и многие другие. 

Позже, в своем очерке «Immersio. Иннотации памяти поколений», опубликованном в популярном журнале «Лига Культуры» (№9, Израиль-Украина), размышляя о стремительно развивающейся культурной и общественной сферах, о современных эстетических ориентирах, Елена Зинченко посвятит немало тёплых строк этому самобытному конкурсу: «…В. Брюсов говорил: «Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты». Именно такая невероятная широта умственных горизонтов, просторы которых объединяют талантливых творцов буквально всех видов искусства, присуща конкурсу имени де Ришелье. Поэтому я не могла обойти вниманием этот замечательный проект…».
    
     Работы, принесшие Е.Зинченко столь высокую оценку её творчества, были опубликованы в рейтинговых международных изданиях. Рассказ-новелла «Тайна Ниагары. Подкова на счастье» из серии «Семь чудес Канады» - был напечатан в международном литературном альманахе «Созвучье муз-2014», ежегодно издаваемом в Германии; 
а замечательный образчик современной тревел-журналистики – её очерк-эссе «Лабиринт чувств» (об уникальном загребском Музее Разводов) из серии «Магия Хорватии», представил немецкий журнал «Новый Ренессанс».

     
     В интервью для очерка «Immersio. Иннотации памяти поколений» Вера Жук также сердечно отозвалась о проекте де Ришелье и его организаторах: 
«…Это замечательный конкурс. Он объединяет различные виды искусств: литературу, живопись, архитектуру – все возможные направления. И особенно ценно в наше время говорить о том, что происходит в развитии этих направлений, заявлять о достижениях, потому, что это вдохновляет других. Заслуга организаторов в развитии этого конкурса очень велика. Для нас было огромной честью, что наши заслуги были отмечены этим конкурсом…»
сайт трио IMMERSIO: http://www.trioimmersio.com/

     И, конечно же, невозможно не отметить феноменальный эффект креативного перекрёстка, которым стал конкурс имени де Ришелье для Елены и Трио Immersio. Пересечение их творческих дорог дало жизнь ещё одной замечательной работе Е.Зинченко. Это – очерк о современной классической музыке и о творчестве Трио Immersio – «Immersio. Иннотации памяти поколений». Он был написан под впечатлением концерта Immersio в Киеве, прошедшего рамках ежегодного музыкального Фестиваля «Киев-Музык-Фест-2015»  и интервью, которое Елене удалось взять у каждой из участниц трио. 
Не удивительно, что очерк был опубликован в таком рейтинговом научно-публицистическом журнале, как «Лига Культуры» в престижной подрубрике «Личность и время» рубрики «Искусство», которая включает статьи о выдающихся, неординарных людях истории и современности.
Итак, предлагаем вашему вниманию текст этого очерка, прочесть который также можно в журнале «Лига Культуры» (№9, 2016, стр.105 – 108, сайт издательства – 

http://www.odessa-roerich-house.od.ua/publish.shtml).


Елена Зинченко. Украина

IMMERSIO. ИНТОНАЦИИ ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ.

«Трио Immersio – один из величайших сюрпризов
и самое яркое открытие прошлого года.
Филигранная точность и скрупулёзная работа
над деталями не препятствует их способности
видеть целостную картину и не мешает
наслаждению музицированием»
Бернард Гандер

Современная музыка отличается необычайным разнообразием направлений и стилей. Стремительно развивающиеся культурная и общественная сферы способствуют вовлечению новых, а зачастую – и необычных музыкальных явлений, изменяющих  отношение к музыке, усиливая акценты на её развлекательных функциях. Аудионосители, вытесняя живой звук, отдаляют от нас культуру элитарной музыкальной классики, камерной музыки. Но никакая смена музыкальных технологий и эстетических ориентиров не способна отторгнуть и заглушить мелодичный и гармоничный язык классической музыки, которая, концентрируя в себе высшие ценности бытия, открывает человеку истинное совершенство мироздания. Безусловно, нужно учитывать, что классика всегда была и будет искусством элитарным – факт, что человечество ещё не дозрело до массовости классической музыки, неоспорим: социологи, подсчитывая количество её поклонников, раньше называли цифру пять процентов от общего числа населения, которая, увы, ныне сократилась до двух. Перестанет ли когда-либо классическая музыка быть языком для избранных, преодолев эмпиризм обыденной жизни? Недавно мне в руки попала книга знаменитого американского дирижёра Монреальского симфонического оркестра Кенто Нагано «Expect the Unexpected». Автор страстно призывает к спасению классической музыки, которой, по его мнению, грозит исчезновение. Нагано убеждён в том, что с её утратой, исчезнет источник вдохновения, чувство общности и эмоциональная глубина, человечество обеднеет.
 «Многие из нас получили очень солидное образование, изучая таких композиторов, как Иоганн Себастьян Бах, - пишет Нагано. – Причём речь идёт не только о музыкальных навыках, а ещё и о манере думать, смотреть на мир, способности овладевать абстрактным мышлением и превращать его в долгосрочную перспективу на будущее…». [1]
     На мой взгляд, мысли автора ‘Expect the Unexpected’ очень созвучны идее музыкального глобализма, которую, в своё время, весьма чётко сформулировал Арнольд Шёнберг в статье «Критерий оценки музыки»: «Музыка способна передавать пророческое сообщение, открывающее ту более высокую форму жизни, к которой идёт человечество. Благодаря этому она апеллирует к людям всех рас и культур». [2]  
Я бы ещё добавила «к людям всех времён»… Ведь именно музыка, являясь интонацией памяти многих поколений наших предков, позволяет человеку не только ощутить связь времён, но и определить его отношения с текущим и грядущим временем. Вероятно, именно это свойство музыки, делающее возможным сопряжение настоящего с прошлым и будущим, не позволяя разрушить тональное мышление предшествующих эпох, лежащее в основе музыкального языка классиков и романтиков, даёт нам шанс взглянуть на классическую музыку через призму мироощущений современности. Такую возможность нам дарят истинные виртуозы этого искусства, мастера своего дела – музыканты.       Появление исполнителей, кредо которых – музыка исключительного качества, обусловленная не только бережным отношением к традициям, но и открытостью всему новому, является важным музыкальным событием. Настоящим открытием прошлого года, по словам выдающегося австрийского композитора Бернарда Гандера, стало трио Immersio из Австрии, покорившее лучшие сцены Европы.  Вдохновляясь творчеством таких художников звука, как Лука Монти (Haydn Trio Eisenstadt), Менахем Пресслер (Beaux Arts Trio), Павел Веретенников (Трио им. Чайковского), Амирам Ганц (Altenberg Trio), Трио Immersio органично влилось в современную музыкальную элиту исполнителей камерной музыки. Их искусство импульсивно, обаятельно и молодо, но, одновременно, вдумчиво, глубоко и серьёзно.
 Манера исполнения этого Трио отличается невероятным сочетанием проникновенной лиричности, интеллектуальной углублённости и яркими вспышками творческого огня. На мой взгляд, такие уникальные черты Immersio, отчасти, обусловлены слиянием в его искусстве особенностей разных национальных школ, культур и стилей – ведь его участницы не только родились и выросли, но и совершенствовали своё музыкальное мастерство в разных станах.
     Вера Жук – талантливая скрипачка-украинка из Киева, дебютировавшая на сцене Национальной Филармонии Украины в 8-летнем возрасте, через два года уже выступала в сопровождении оркестра. В 2003 году она получила стипендию Международного Благотворительного Фонда Ф.Спивакова. Период обучения увенчался блестящими достижениями: Гран-при конкурса Михаэля Стрихаржа (Украина), диплом лауреата Национального конкурса скрипачей во Львове (Украина), конкурса им. Д.Ойстраха в России (Москва). Получив от профессора П. Веретенникова приглашение на обучение в Австрии, она поступает в Венскую консерваторию. Продолжая совершенствоваться у выдающихся музыкантов Марка Лакировича, Юлиана Рахлина, Менахема Пресслера, Маурисио Фукса, Вера заканчивает в Италии курс „International competitionstraining“ (г.Фьезола). Именно Вера Жук в 2013 году основала Трио Immersio, в состав которого вошли пианистка Мариам Вардзелашвили и виолончелистка Анна Мария Немец.
     Пианистка Мариам Вардзелашвили родилась в Грузии, в Тбилиси, где, с шести лет и начался её музыкальный «стаж». Здесь состоялся дебют: в возрасте 8 лет она выступила на грузинской Национальной телерадиокомпании. По достижении двадцати лет, Мариам продолжила своё музыкальное образование в США, Франции и Австрии. На эволюцию творчества пианистки оказали значительное влияние такие именитые мастера, как Л.Монти, Е.Эрлиндсдоттир, М.Могилевский, Доктор Л.Мелтон. Художественные удачи Мариам связаны с современными композиторами – Б.Гендером, Й.Видманом, М.Кюном. В архиве её музыкальных достижений и побед – победы и премии авторитетных конкурсов: «Конкурс молодых музыкантов им. Ф.Шопена» в Сербии (Новый Сад), международный конкурс исполнителей «Гаудеамус» в Нидерландах (Амстердам), Песенный конкурс Dr. Marjoree Petee Art in Bowling Green в Америке, всемирно известный конкурс «Suzuki-Enami» foundation prize at the «Fidelio» в Австрии (Вена).
     Виолончелистка Анна Мария Немец родом из польского города Жешув. Первые уроки музыки она получила в 7-летнем возрасте.  Анна Мария обучалась в самых знаменитых музыкальных школах Австрии – консерватории Йозефа Гайдна в Айзенштадте, в Венском университете музыки и музыкального исполнительства. Её учителями были такие выдающиеся педагоги, как Сергей Словачевский, Лилия Шульц Байрова, Томаш Штраль, Филипп Мюллер, Ерун Ройлинг, Конрадина Бротбека. Юная виолончелистка стала призёром многих национальных и международных музыкальных конкурсов: конкурса Камерной музыки Больцано, “Prima la Musika”, “Musik der Jugend”.
     Узнаваемая индивидуальность – это ценное и довольно редкое качество, присущее немногим музыкальным коллективам, сразу же принесло заслуженное признание: в 2013 году Трио Immersio победило в знаменитом конкурсе «Suzuki-Enami» foundation prize at the «Fidelio» в Вене и стало желанным гостем самых престижных концертных залов Европы. Мне посчастливилось побывать на их концерте в Киеве, который был дан в рамках ежегодного музыкального Фестиваля «Киев-Музык-Фест-2015»  и взять интервью у каждой из участниц трио.
     Поразительный, многообещающий талант, наделённый природной музыкальностью и взыскательным вкусом, обладающий редким даром вдохнуть в исполняемое произведение непосредственное, живое чувство и пламенное, романтическое начало – всё это – Вера Жук и её скрипка. Вместе с тем, чувственная красота звука для Веры не самоцель: в её игре неизменно присутствует душевная теплота и удивительное погружение в концепцию и стиль каждого исполняемого автора. Оригинальный исполнительский стиль завораживает…  Не менее оригинальные ответы мне хотелось услышать от неё и на  вопросы интервью.
- Я знаю, что для каждого музыканта его инструмент – это живое существо. Есть ли у вас какие-то эпитеты для вашей скрипки, определяющие ее характер и ваши с ней отношения?
- Это очень сложный вопрос. Наверное, более подходящим будет слово «трепетная». Ту скрипку, на которой я играю, я получила совсем недавно и сейчас открываю для себя какие-то новые краски, новые звуковые пространства. Это очень волнующе – узнавание инструмента, которому около трёхсот лет...
- Что стало поворотным моментом в вашей карьере и в карьере вашего трио?
- Пожалуй, мой приезд в Вену. Я познакомилась с невероятно богатой музыкальной культурой этой страны. Это удивительные ощущения, когда ты ходишь по тем самым улицам, где ходили великие композиторы, ты впитываешь в себя всё, что их окружало. Наверное, поворотным моментом для нашего Трио была победа на конкурсе «Fidelio» в Вене, после которого мы получили достаточно много концертных предложений. В этом году мы будем играть в Konzerthaus; мы уже играли в Musikverein Wien – это было серьёзным шагом в нашей карьере.
     Впервые судьба меня виртуально свела с Трио Immersio довольно неожиданным образом: по счастливому стечению обстоятельств, одновременно с Трио Immersio, я стала дважды лауреатом Международного многоуровневого конкурса имени де Ришелье – 2015, получив награду – «Изумрудного Дюка» в номинациях «Проза» и «Публицистика». Immersio стало обладателем «Изумрудного Дюка» в номинации «Музыкальное авторское произведение, исполнение, танец». В. Брюсов говорил: «Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты». [3]
     Именно такая невероятная широта умственных горизонтов, просторы которых объединяют талантливых творцов буквально всех видов искусства, присуща конкурсу имени де Ришелье. Поэтому я не могла обойти вниманием этот замечательный проект.
- Вера, в этом году ваше Трио стало лауреатом Международного конкурса имени де Ришелье – обладателем Изумрудного Дюка. Что вы можете сказать об этом конкурсе?
- Это замечательный конкурс. Он объединяет различные виды искусств: литературу, живопись, архитектуру – все возможные направления. И особенно ценно в наше время
говорить о том, что происходит в развитии этих направлений, заявлять о достижениях, потому, что это вдохновляет других. Заслуга организаторов в развитии этого конкурса очень велика. Для нас было огромной честью, что наши заслуги были отмечены этим конкурсом.
     В исполнительской манере Мариам Вардзелашвили чувствуется одновременно и романтичная Франция, и изысканная Австрия, и эмоциональная Грузия. Классицизм былых веков миниатюр Брамса и Шуберта звучат у пианистки настолько живо, что уходит в небытиё толща столетий, отделяющая нас от времени создания этой музыки. Изящество, искренность и чувство стиля в сочетании с тонкостью звуковых красок и благородной гибкостью с первых аккордов покоряют слушателя. В нашем общении Мариам открылась, как не менее интересная собеседница.
- Мариам, ваше детство прошло в Грузии. Грузия – это особая планета, целая Музыкальная и Поэтическая Вселенная, которая всегда была колыбелью талантов. Это – страна вашего детства. Какие самые яркие детские музыкальные впечатления у вас были? 
- Как вы правильно заметили, музыка – это один из самых важных видов искусства, который неизменно присутствует в нашей повседневной жизни. И в самой распространенной форме она присутствует как фольклорная музыка. Поэтому, первые впечатления были от народных песен, которые часто поются в гостях, при встречах людей, их, как правило, знают все. Ярким впечатлением детства была премьера нашего выдающегося грузинского композитора Гия Канчели для виолончели с оркестром, в котором играл гениальный Мстислав Ростропович.
- Ещё один не совсем стандартный вопрос, который мне всегда хотелось задать именно пианисту: рояль не скрипка или кларнет, его с собой не унесешь. Вам все время приходится играть на разных инструментах. Какие у вас выработались приёмы для адаптации? Существует ли у вас любимая марка рояля?
- Действительно, интересный вопрос – с этой проблемой мы сталкиваемся часто. Но в большинстве своём, в больших, хороших залах стоят замечательные инструменты, на которых играть очень легко, адаптация к которым занимает считанные мгновения. Конечно же, встречаются инструменты, которые не в такой хорошей форме, а играть на них нужно, всё-таки, хорошо. Рецепта тут нет. Просто всегда нужно стараться прислушаться к специфике инструмента и постараться понять, в чём его особенность, в чём его сильная сторона и какие максимально интересные музыкальные краски можно из него извлечь. Что касается любимой марки рояля – мне сложно сказать что-то определённое: её нет… Но, пожалуй, все известные марки имеют инструменты как более, так и менее удачные. Поэтому, 100 процентной гарантии нет ни у кого – это всё очень индивидуально.
          Современный исполнительский уровень достаточно высок и зачастую музыканты играют безупречно. Но иногда, сидя на концерте, вдруг ощущаешь нечто большее, чем звучание инструмента. И это не просто звук, который извлекают пальцы Мастера. Это – сложная звуковая концепция, возникшая в его сердце и переданная рукам. Словно разговор с невидимым композитором, идеи которого, пронеся через целый лабиринт авторского произведения, нужно бережно доставить до зрителя. Именно такова игра Анны Марии Немец. Виолончель – непростой инструмент. Неоднозначен и виолончельный репертуар. О магии этого инструмента мы разговорились с Анной Марией.
- Анна-Мария, какие из великих виолончелистов Золотого Века произвели на вас наибольшее впечатление? К чьим записям вы обращаетесь чаще всего?
- Для меня сложно выделить какого-то одного значимого исполнителя. Выдающихся виолончелистов целая плеяда. Но кумиром моего «музыкального детства» был, конечно же, Мстислав Растропович, портреты-постеры которого приносили мне друзья и ими были оклеены мои стены…
- Анна-Мария, для меня виолончель – инструмент магический. Есть ли у вас «герои виолончели»? Как вы думаете, что особенного в виолончелистах и виолончели?
- Для меня – магия виолончели сконцентрирована в богатстве её звуков. Мне очень нравится сходство её голоса с многоголосьем оттенков человеческих голосов. И главная особенность виолончели – умение издавать такие звуки, а виолончелистов - извлекать из этого инструмента оттенки красок этих звуков. Что касается «героев виолончели», это, пожалуй, Даниил Шафран.
     Наверное, каждому музыканту одновременно присуще и врождённое чувство лидерства, и ощущение партнёрства. Игра в камерном ансамбле требует филигранной чёткости баланса этих качеств. Только упорный труд и способность к творческому контакту позволяют овладеть единой манерой игры при сохранении индивидуальности каждого из участников. Такая гибкость подхода к совместной работе – одна из составляющих успеха Трио Immersio. Игра выстроена так, что ощущается – их оркестр – это семья. Играть, слушая другого исполнителя и слушая все инструменты трио – это очень сложно. Происходит настоящее таинство, которое для меня – это большая загадка. Музыканты берутся за партитуру. Складываются слова и фразы музыкального разговора. Недаром название Трио – «Immersio» – переводится, как «погружение». Начинается погружение в повествование, вызывающее у слушателя удивительный узор эмоций и чувств. Просыпаются те глубины и высоты человеческого духа, которые преображают, совершенствуют наш духовный облик. Музыка приносит озарения добра и красоты.
«Вы, конечно, любите музыку. Не только продолжайте любить её, но постоянно утончайте это понимание, приближайтесь к ней, лично узнавайте её больше; она откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии и звука, может быть, навсегда осталось бы во сне. Смотрите на музыку как на раскрытие сердца вашего, а что может быть и нужнее, и прекраснее, как не беспредельное в своей мощи и вместимости сердце?» [4] - говорил Константин Рерих. И сейчас эти слова особенно актуальны – ведь извечные ценности, хранителем которых является классическая музыка, служат напоминанием о высшем назначении человека – его духовном совершенствовании, а значит, и залогом нравственности общества…
______________________________________________________________________
1.       Kent Nagano  Expect the Unexpected. – Berlin Verlag 2014.
2.       Арнольд Шёнберг Стиль и мысль. - Издательский Дом «Композитор» 2006.
3.       Валерий Яковлевич Брюсов Критика и публицистика. - Missellanea. Статьи и рецензии 1913-1924

Комментариев нет:

Отправить комментарий